Мануальная терапия
Мануальная терапия — уникальный метод лечения, известный людям с незапамятных времен. Даже тысячи лет назад существовали знахари, умевшие «вправлять» позвоночник и суставы, а один из основателей научной медицины, Гиппократ, еще две с половиной тысячи лет назад удивительно точно оценивал и характеризовал мануальную терапию:
«Это древнее искусство. Я отношусь с глубочайшим уважением к тем, кто был его первооткрывателем, и к тем, кто способствует своими открытиями дальнейшему развитию этого искусства».
«Позвонки смещаются не сильно, а совсем немного. Поэтому ничто не должно ускользать от глаз и рук опытного врача, чего бы он не смог использовать при вправлении смещенных позвонков, не причиняя вреда пациенту».
«Необходимо изучать позвоночник, так как многие заболевания связаны с ним, и знания о позвоночнике необходимы для излечения многих болезней».
Просто поразительно, что эти слова сказаны два с половиной тысячелетия назад. Они вполне актуальны и сейчас и могли бы принадлежать перу любого из современных медицинских светил. Однако удивительно и другое: несмотря на хорошие результаты лечения, с начала первого тысячелетия нашей эры на протяжении нескольких веков мануальная терапия практически не признавалась как наука и оставалась в большей степени прерогативой знахарей, не имевших специального образования и не получивших одобрения официальной медицины. Лишь в середине XIX века была вновь «открыта» ценность мануальной терапии и разработаны ее научные методики. А уже в конце XIX века в стане мануальных терапевтов произошел раскол, и с тех пор существуют два конкурирующих направления: школа «остеопатов» и школа «хиропрактиков» (или Хиропрактики пользуются в основном резкими манипуляциями, коротким сильным толчком «вправляя позвонок». Именно хиропрактиков можно с полным основанием называть костоправами.
Остеопаты действуют мягкими вправляющими движениями, применяют легкий массаж и вытягивающие воздействия на мышцы, а руки, ноги и голова пациента в этих манипуляциях играют роль рычага. Именно остеопатические методы в первую очередь легли в основу современной мануальной медицины и получили отображение в большинстве учебников по мануальной терапии.
Вообще надо заметить, что разногласия между хайропрактической и остеопатической школами касаются не только принципов воздействия на позвоночник. Хиропрактики и остеопаты спорят еще и о том, какие же именно изменения происходят в межпозвонковых суставах до и после лечения. Правда, в этом вопросе нет единства даже внутри этих школ, как нет его и среди представителей всей официальной медицины. В настоящее время выдвинуто несколько теорий, излагающих причины «блокирования» суставов.
Подобные теории гласят, что блокада сустава может происходить из-за:
-
- подвывиха и смещения сустава;
- ущемления мелких менископодобных хрящевых телец между верхней и нижней поверхностями сустава;
- ущемления мягкой оболочки сустава (ворсинчатой мембраны) между суставными поверхностями;
- спазма мелких мышц вокруг сустава и ответного «напряжения» тканей сустава.
На самом деле не столь важно, что конкретно вызывает блокаду сустава. Важно то, что устранить ее может только мануальная манипуляция, — ни одним другим методом «разблокировать» сустав невозможно. Соответственно, именно мануальными приемами можно и нужно лечить больных во всех случаях, когда имеется острая или хроническая блокада межпозвонкового сустава, но при отсутствии противопоказаний к подобному лечению.
Было бы ошибкой применять мануальную терапию при воспалительных ревматических заболеваниях позвоночника, при онкологических поражениях спины (то есть при наличии доброкачественных и злокачественных опухолей) и при свежих травмах (переломах) костей позвоночника.
Очень осторожно и аккуратно нужно проводить манипуляции с теми больными, у которых существует повышенная хрупкость костей, — при остеопорозе и болезни Шейермана.
Осторожно и продуманно нужно лечить больных со «свежей» грыжей межпозвонкового диска. Как уже говорилось, очень часто первым проявлением поясничной грыжи бывает приступ люмбаго, то есть появление острой боли исключительно в пояснице. Корешковая боль (по ноге) присоединяется порой лишь спустя несколько дней. Так вот, если начать лечение в первый период, «период люмбаго», то появившаяся затем ожидаемая корешковая боль будет связана в сознании пациента именно с действиями врача, и убедить больного, что его ухудшение должно было бы случиться само по себе, будет очень трудно.
При лечении мышечного гипотонуса мануальная терапия используется в минимальном объеме и только в сочетании с активной укрепляющей гимнастикой. В противном случае, если ограничиться одними манипуляциями, результатом будет еще большее снижение мышечного тонуса и усиление избыточной подвижности, «разболтанности» позвоночника.
Меня часто спрашивают: можно ли проводить мануальное лечение пожилым людям? Безусловно, иногда можно, но с учетом подвижности позвоночника и состояния костей. И конечно, при лечении людей преклонного возраста врач не должен использовать грубое воздействие — так называемые «жесткие манипуляции». В то же время при правильном, мягком применении мануальных приемов даже у очень пожилых людей порой удается добиться великолепных результатов.
Сложнее обстоит дело с лечением беременных женщин. И хотя мануальная терапия не противопоказана даже беременным, я от подобной практики отказался. Честно говоря, не хочется оказаться безосновательно обвиненным в случае осложненного (или неудачного) протекания беременности, возможного у любой женщины. Редкие исключения я делаю лишь при необходимости провести лечение шейного отдела позвоночника.
Еще один вопрос, который мне часто задают: имеет ли смысл проводить мануальную терапию при истинном остеохондрозе позвоночника и спондилезе? Отвечу так: если речь идет о том, чтобы с помощью мануальной терапии вылечить эти состояния, то нет, так как это нереально. Не может же мануальная манипуляция разбить «шипы» (остеофиты) при спондилезе или вырастить новую хрящевую ткань дисков при остеохондрозе. Но вот в тех случаях, когда при остеохондрозе или спондилезе происходит параллельно блокирование какого-либо участка позвоночника (а это бывает часто), проводить мануальную терапию не только можно, но и нужно.
Другое дело, если на прием приходит «любитель» мануальной терапии, который переоценивает ее возможности или просто любит лечиться. Периодически такие появляются. У человека ничего не болит, его ничто не беспокоит, но он просит провести мануальную терапию «просто так», для профилактики, потому что слышал, что мануальная терапия всем полезна. Каждый раз в подобной ситуации мне приходится объяснять людям, что мануальная терапия — это серьезная процедура, направленное воздействие которой именно на поврежденный участок позвоночника чем-то сродни хирургической операции, только бескровной. Поэтому ее проводят исключительно с лечебной целью при наличии определенных повреждений. Вы же не будете делать хирургическую операцию просто так, с профилактической целью, или сверлить для профилактики здоровый зуб — исключительно для того, чтобы этот зуб не заболел в будущем.
Да, можно делать с профилактической целью гимнастику, массаж, можно даже пить хондропротекторы (благо, они безвредны), но мануальную терапию оставим до крайней необходимости, тем более что ее не желательно делать очень часто. Теперь вы, наверное, зададите вопрос: а что такое очень часто и, вообще, сколько сеансов мануальной терапии можно и нужно проводить? Обычно лечение одного поврежденного сегмента позвоночника требует около 3-х сеансов. Но это не значит, что при лечении любого из отделов позвоночника (шейного, грудного, пояснично-крестцового) требуется всего лишь 3 сеанса: ведь любой из отделов позвоночника состоит из нескольких сегментов.
К примеру, у человека на первом осмотре обнаружены серьезные повреждения двух сегментов с сильной болью и ответным спазмом мышц. Я провожу за 3 сеанса лечение этих поврежденных сегментов, и человеку сначала становится очень хорошо. Уходит боль и мышечное напряжение, но выясняется, что за серьезными повреждениями тех двух сегментов скрывались мелкие изменения и в других, соседних, сегментах позвоночника. Просто они были незаметны из-за боли и мышечного спазма и «вылезли» только сейчас, после устранения спазма. Значит, чтобы довести дело до конца, мне потребуется еще 2 — 3 сеанса. Итого получается 5 — 6 сеансов мануальных манипуляций за курс лечения.
Но в тяжелых ситуациях и этим дело не ограничивается. Порой в перерывах между манипуляциями требуется провести дополнительно 5 — 6 сеансов постизометрической релаксации и массажа пораженной зоны. В общем, в одних ситуациях для выздоровления может хватить 2 — 3 сеансов, а в других — курс лечения растягивается на 10 -12 встреч пациента с врачом. При этом процедуры проводятся не ежедневно, а с интервалом от одного до семи дней.
Очень часто пациенты спрашивают: а почему нельзя проводить манипуляции ежедневно, чтобы поскорее закончить лечение? Дело в том, что, хотя блокирование устраняется манипуляцией моментально, окружающим мышцам и связкам требуется некоторое время, чтобы «подтянуться» и зафиксировать достигнутое положение, и поэтому продолжать лечение можно только часов через 40 — 48.
Теперь давайте поговорим о том, как собственно происходит сеанс лечебной мануальной терапии. Только оговорюсь: я высказываю свой взгляд на проведение процедуры. У другого специалиста может быть совсем другая методика и свое видение проблемы, и при этом он может получать отнюдь не худшие результаты лечения.
Итак, если пациент приходит ко мне на лечение, то после определения диагноза и выявления блокированного сегмента я в первую очередь постараюсь ослабить напряжение окружающих блокированный сегмент связок и мышц, применив массаж или постизометрическую релаксацию.
Уменьшив мышечный спазм, я попрошу пациента повернуться «до упора» в нужном направлении и под определённым углом, и тогда его межпозвонковые суставы займут самую крайнюю, «пограничную» позицию. После этого мне понадобится, зафиксировав предварительно пальцами одной руки блокированный сустав, другой рукой слегка надавить на ту часть тела, которая выполняет роль рычага. Если все сделано правильно, раздается щелчок (но не всегда) и вслед за этим пациент ощущает некоторое облегчение. Мне останется лишь вновь чуть-чуть поработать с мышцами и отпустить пациента домой до следующей процедуры, дав «домашнее задание» (например, по лечебной гимнастике) или попросив соблюдать определенные ограничения.
Правда, приходится констатировать, что далеко не всегда больные бывают «послушны» и соблюдают врачебные рекомендации и необходимые ограничения. Приведу показательный пример. Однажды ко мне на прием принесли (!) пациентку, которая уже 3 года фактически не выходила из дома из-за сильных головокружений — ее просто «качало» при ходьбе. Вызваны были неприятности повреждением верхнешейного отдела позвоночника. На удивление быстро, всего за два сеанса, удалось исправить положение. Я с чувством глубокого удовлетворения сообщил женщине о том, что лечение закончено и она может возвращаться к нормальной жизни. Единственное, о чем я попросил пациентку, — в течение месяца не поднимать тяжести и не заниматься тяжелой домашней работой, требующей физического напряжения. Кроме того, настоятельно рекомендовал две недели поносить специальный фиксирующий шейный воротник.
Каково же было мое удивление, когда спустя всего лишь десять дней женщину вновь внесли в мой кабинет. Выяснилось, что, почувствовав себя хорошо, женщина решила отправиться на продуктовый рынок и, естественно, не надела воротник (это же некрасиво! — сказала она). На рынке, накупив продуктов (больше десяти килограммов, как потом выяснилось), женщина сложила их в одну большую сумку и рывком ее подняла. Она лишь успела почувствовать хруст в шее и упала в обморок. В результате пришлось начинать лечение заново, и двух сеансов нам на этот раз уже не хватило.
И знаете, что поразило меня больше всего? На вопрос, почему же она меня не послушалась в первый раз, женщина ответила, что ей ведь надо было кормить семью.
Теперь подумаем: если семья 3 года как-то обходилась, пока мать семейства была не в состоянии таскать сумки с продуктами, могли ли что-то изменить в этой ситуации еще 2 — 3 недели, необходимые для полного восстановления позвоночника? К сожалению, подобный случай в моей практике далеко не единичен. Несмотря на все уговоры и увещевания, каждого третьего пациента приходится лечить заново именно из-за несоблюдения режима и рекомендаций. Так было всегда и, боюсь, так будет и дальше.
Дорогие читатели, пожалуйста, постарайтесь помнить о том, что лечение не ограничивается только теми манипуляциями, которые проводит врач. Как бы искусен он ни был, весь положительный эффект от его действий может быть сведен на нет неправильным поведением пациента. Победить болезнь можно только совместными усилиями врача и больного.
Статья доктора Евдокименко© для книги «Боль в спине и шее», опубликована в 2001 году. Отредактирована в 2011г.